На главную
 
Татарское "богоискательство" и пророческий ислам
 
Проблема "вечного двигателя" и ислам
 
Символ веры Насафи
 
Матрица сердца
 
Мактубат
 
Магрифат - познание
 
Накшбандия путь великих
 
Качества суфия
 
Краткий словарь суфийских терминов
 
Заказывайте книги
 

 

Выступление Валиуллы хазрата Якупова

на IV Всероссийских сборах военного духовенства в

Великом Новгороде

25 июня 2007 года

 

В РФ уже имеется достаточно продолжительный стаж религиозного возрождения — почти два десятилетия.

Традиционные религии уже в целом пережили этап внешнего количественного возрождения, например, внешняя реисламизация во многом состоялась. Однако в разрезе изменений отношений этой накопившейся религиозности и всего общества, совокупности религий и государства сдвиги идут недостаточно динамично.

Есть попытки заморозить нынешний эфемерный этап.

А ведь происходящая трансформация нашего народа в народ Божий должна сопровождаться необходимым расширением присутствия религии во всех сферах жизни — образовательной, оборонной, патриотической и др.

Мы не можем вечно оставаться в переходном состоянии. Для этого необходима существенная ментальная перестройка не только у общественности, а что важнее у чиновников в их понимании качественного изменения роли традиционных религий в российском обществе и государстве.

Особенно важна роль религиозного фактора в сфере обороны. Удержать спаянность своей территории страна не может только силой, из истории мы знаем, что это невозможно. Необходимы связывающие и объединяющие идеи, несущие в себе мобилизирующий потенциал и могущие быть привлекательными для всех. В России мы располагаем собственной подлинно отечественной системой ценностей, опирающейся на наш специфический образ жизни, на наши религиозные традиции, на нашу общую историю, которые являются бесценным богатством, общенациональным стратегическим ресурсом.

В этой связи важны взаимопомощь и сотрудничество здоровых частей наших традиционных религий России, имеющих патриотические приоритеты. Ведь внутри каждой российской религии пока есть определенная идеологическая фракционность, разные видения будущего страны. Необходимо конструктивным силам конфессий поддерживать друг друга в процессе консолидации общественного сознания, всех граждан вокруг идей интегрального развития, повышения статуса страны, возрождения её престижа.

Мы неизбежно проходим после десятилетий богоборческого режима процесс самоидентификации, который очевидно будет происходить при опоре на национальную историю. Но все же должно произойти и некоторое новое её прочтение.  Невозможно прямое калькирование  идеологии царского периода в сегодняшний день, тем более что в межрелигиозной сфере мы обогатились в советский период ценным опытом совместного выживания в условиях антирелигиозной власти, совместного общения и сотрудничества.

К сожалению, во внутрирелигиозные процессы становления российских мусульманских организационных структур происходит до сих пор массированное внешнее влияние. По сведениям, приводимым И. Добаевым, например, Королевство Саудовской Аравии истратило на ваххабитскую пропаганду больше средств, чем Советский Союз на коммунистическую пропаганду за всё время своего существования. Саудовские фонды тратят 6 млрд. долларов в год на подобную деятельность. Это приводит к тому, что многие мечети и медресе переходят под контроль ваххабитов.[1] Что мы можем противопоставить этой размывающей агрессивной пропаганде? Очевидно, воспитание патриотизма, гордости за свою Родину. Неоценим для нас подвиг отцов и дедов в годы Великой отечественной войны. Например, из авиаторов Татарстана 46 человек были удостоены звания Героя Советского Союза, всем известны имена Михаила Девятаева и летчицы Магубы Сыртлановой. Эти примеры мы используем в своей работе. В ДУМ РТ действует отдел по взаимодействию с силовыми структурами, который возглавляет подполковник Тимур хазрат Ибрагимов, кстати бывший прежде боевым летчиком.

Членом Президиума ДУМ РТ, мухтасибом Черемшанского района является Фасых хазрат Гафиев, лётчик, участник Великой Отечественной войны, которому несмотря на его 85 лет, удаётся поддерживать возглавляемый им район на самых передовых позициях. Черемшанский мухтасибат является образцовым по всем показателям.

Членом общественного совета республиканского МВД является имам Харис хазрат Салихжан, полковник, участник Великой Отечественной войны, назначенной имамом мемориальной мечети МВД.

Таким образом, мы как представители российской конфессии стараемся внести свой вклад в воспитание допризывной и призывной молодёжи. Неслучайно по итогам 2006 года наша республика заняла второе место в конкурсе на лучшую подготовку граждан РФ к военной службе, организацию и проведение призыва на военную службу по итогам 2006 года среди субъектов РФ. Президент Татарстана М. Шаймиев был награжден недавно по этому случаю.

Нам же хотелось бы, чтобы призывники Татарстана, находящиеся под духовным попечением местного духовенства не теряли после призыва на действующую службу связи со своими религиозными наставниками.

В этой связи достойно слов благодарности работа РПЦ в деле организации духовного попечения военнослужащих. К сожалению, среди федеральных мусульманских структур пока нет таких специализированных органов. Будем надеется, что они появятся уже в этом году.

Ведь мусульманские священнослужители имеют свою славную историю служения в вооруженных силах еще до революции.

Как свидетельствует, дореволюционный опыт, мусульманское духовенство уже с конца XVIII века привлекается на военную службу. Вначале оно используется в иррегулярных войсках: Башкиро-Мещерякском и Тептярском войсках.

В 30–40-е годы XIX века были учреждены штатные должности мулл в военных портах и гарнизонах некоторых городов. Однако шире практиковалось избрание из своей среды человека, который мог исправить необходимые обязанности муллы. Эта практика в 1877 году царским повелением узаконивается, военнослужащие сами стали выбирать себе из своей среды мулл на легальных основаниях.

В конце XIX века были штатные муллы в Петербурге, Н. Новгороде, Гельсинфорсе, в Уфе, но их количество было незначительно. В 1896 году они были упразднены.

В 1903 году вновь восстановлены частично, окончательно восстановлены прежние штаты в 1908 году, однако их число также было крайне малочисленно.

В дореволюционной Казани военным муллой считался Фасих Мухутдинов, который не имел отдельного прихода и работал в казармах с военнослужащими.

Главным требованием мусульманских солдат в дни Февральской революции было назначение мулл в каждый полк и к концу 17 года выстраивается иерархия военных мулл в войсках, но их работа была кратковременной.

Очевидно, что и сегодня солдаты-мусульмане нуждаются в духовном попечении и утешении, поэтому необходимо и на федеральном уровне мусульманских организаций искать пути удовлетворения этих запросов рядовых верующих.



[1] И. Добаев. Исламские экстремистские группировки в США // Мировая экономика и международные отношения. — М., 2007. — №1, с. 107.

 

 

[Домашняя] [Символ веры] ["Богоискательство"] ["Вечный двигатель"] [Матрица сердца] [Магрифат] [Мактубат] [Накшбандия]

 [Качества суфия] [Краткий словарь] [Книги почтой] [Мазхабы] [Ханафитский мазхаб] [Таклид] [Посещение могил] [Савап усопшим]