В Казани обсудили появление халифата в Ираке и его риски для Татарстана
В столице Татарстана прошел круглый стол на тему "Появление "исламского халифата" в Ираке и отношение к нему мусульман Татарстана". Мероприятие организовал Центр исламской культуры "Иман" в Казани.
В начале "круглого стола" его модератор Наиль Гарипов (проректор по научной работе КИФЭИ, председатель Центра "Иман") посетовал, что никто в Татарстане ни со стороны Духовного управления мусульман, ни со стороны государственных научных учреждений пока не выступил с инициативой обсуждения этой проблемы, которая, по его словам, вызывает обеспокоенность в обществе. Поэтому инициативу пришлось взять на себя Центру исламской культуры "Иман".
Эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов считает, что появление пусть и пока квазигосударственного образования "исламского халифата" на территории Ирака (был провозглашен группировкой "Исламское государство Ирака и Леванта" 29 июня 2014 года во главе с "халифом" Абу Бакром аль-Багдади) нужно воспринимать как серьезный вызов безопасности не только Ближнего Востока, но и России. "Этот "халифат" будет посерьезней, чем "Имарат Кавказ" или талибан в Афганистане", - полагает эксперт. Для России Сулейманов видит угрозу в том, что территория, подконтрольная ИГИЛ, превратится в аналог Афганистана при талибах, куда за боевым опытом будут направляться религиозные фундаменталисты из Поволжья, Крыма и Северного Кавказа.
"Изучая биографии религиозных радикалов, совершивших теракты в Поволжье, у многих можно найти период обучения в Афганистане или Пакистане, где они получали навыки совершения терактов. Теперь в биографиях российских террористов мы будем встречать выезды в Сирию или Ирак для боевых и идеологических "стажировок".
Сулейманов напомнил, что пока свое мнение из всех мусульманских деятелей России о "халифате" в Ираке высказал только муфтий Северной Осетии Хаджимурат Гацалов, а из государственных деятелей - глава Чечни Рамзан Кадыров. "Это, с одной стороны, понятно - географически Северный Кавказ ближе к Ираку, чем Крым или Поволжье, но с другой стороны странно, что остальные предпочитают молчать: ведь эта реальная геополитическая угроза, на которую пока не обратили внимания всерьез в России", - указывает Сулейманов. При этом в рядах ИГИЛ воюют 12 тысяч боевиков, включая и выходцев из России.
Наиль Гарипов рассказал о концепции халифата в татарской богословской мысли. Он напомнил, что, приняв ислам в 922 году, предки казанских татар - волжские булгары - формально принадлежали к Багдадскому халифату до 1438 года. В этот год ордынский хан Улуг Мухаммед (1405-1455) убил последнего булгарского эмира и образовал Казанское ханство. В 1789 году было образовано Оренбургское магометанское духовное собрание в Российской империи, которое разрешило проблему нахождения мусульман в положении религиозного меньшинства с богословской точки зрения. Тем не менее, по словам Гарипова, в постсоветский период отношение мусульман Татарстана к проблеме "халифата" и к светскому государству обозначено не было.
Зульфат Сабирзянов из Казанского медресе "Мухаммадия" считает, что основатели четырех мазхабов (религиозно-правовых школ в суннитском исламе) не ставили под сомнение сам принцип халифата просто потому, что они жили под властью мусульманских правителей. По его словам, для мусульман актуален исторический период - эпоха праведных халифов, которая длилась почти 30 лет (632-661 год), в дальнейшем этот период завершился образованием разных халифатов, однако праведными их уже мусульмане не считают. По мнению казанского имама, провозглашение "халифата" в Ираке еще не означает всеобщего признания мусульманского сообщества, тем более что значительная часть разных исламских богословов уже осудила этот шаг.
Кандидат филологических наук Резеда Сафиуллина считает, что угрозы от "исламского халифата", появившегося в Ираке, для мусульман Татарстана нет. Она предложила обратить внимание на более важные проблемы, нежели появление квазигосударственного образования на Ближнем Востоке, такие как коррупция, свобода слова, наркомания, социальная несправедливость. "Если и обсуждать проблемы на Ближнем Востоке, то надо говорить о том, как сделать, чтобы молодые ребята из Татарстана не поехали туда воевать, необходимо говорить о работе, нацеленной на повышение религиозной грамотности мусульман и на преодоление проявлений ксенофобии и нетерпимости", - заключила Сафиуллина.
Подводя итог прошедшему круглому столу, Наиль Гарипов сказал, что обсуждение острых геополитических и внутрироссийских проблем, актуальных для мусульман, должно вестись регулярно. "Не стоит бояться проводить дискуссии на эти темы, хотя руководство университетов или академических институтов в Казани часто боится их. Вследствие этого приходится обсуждать проблемы на площадках общественных организаций и движений", - резюмировал Гарипов.